«Мечтатели» - это фильм обо всём одновременно. Но Бертолуччи безошибочно нащупывает и выделяет центр повествования. Локально – квартира как маленький мир героев. С точки зрения смысла - любовь, революция и свобода. Насчёт последней: режиссёр не отвечает на вопрос «что это такое?», но по сути намекает лишь на одно: свободы нет, а то, что мы называем ею, – лишь возможность выбирать, от чего или кого конкретно мы будем несвободны, что подтверждает пример Изабель, Тео и Мэттью.
Если бы была необходимость проиллюстрировать этот фильм в одной картине – это была бы та самая «Свобода, ведущая народ» Делакруа, но, как и в фильме, вместо лица Марианны был свободный секс-символ 50х годов – Мерлин Монро.
«Мечтатели» сотканы из тысяч мыслей, тысяч тем, фильмов и образов, изображённых через призму кино, которое правит действием: своеобразный «театр в театре». Даже вся музыка взята из других кинолент, будь то нашумевшая «Non, je ne regrette rien» Edit Piaf или «La mer» Charles Trenet. Тем удивительнее, что из сотен вырванных пазлов получилось единое пестрое полотно – одна из лучших кинематографических картин о Франции 60-х, революции и любви.